Меню

Выбор исследователей
проекта «Слоёный пирог соседства»

Номинация «Повседневность»

1
Антон Акимов
серия «Фотографии двора»
Первое место в номинации «Серия»
«Мне бы хотелось, чтобы здесь была фотография родного двора, сделанная с нашего балкона третьего этажа. Но такой фотографии у меня нет, не сохранилось».

Серия представляет собой собранный и частично изготовленный автором архив двора. На протяжении нескольких лет через социальные сети автор искал фотографии места и совершал регулярные поездки в родной город. Этот процесс послужил возвращению памяти и в некотором смысле способствовал реинкарнации повзрослевшего детского сообщества. «Те, кому писал, отзывались неохотно. Или вообще не отзывались. Дом, семья, работа, дети. А тут какое-то прошлое. „Мы давно переехали из двора". „Ничего нет". „Надо искать". Да я и сам вернулся туда, где не был больше двадцати лет — во двор шестого дома на проспекте Октября, за двадцать девятым магазином, с одной стороны, и за сто двадцатой аптекой, с другой».

Любительские фотографии жителей двора являются не столько предметом ностальгии и возвращения памяти, сколько редким и в чем-то уникальным материалом, последовательно демонстрирующим изменение времени, людей, места, эстетики окружающего и способов его фиксации при помощи фотографии.
Вид двора, 1970-е
Во дворе, 1980-е
Во дворе, 1990-е
Во дворе, 2000-е
Во дворе, 2010-е (2016)
Во дворе, 2010-е (2016)
Left
Right

1
Ксения Кирсанова
снимок «За соседней дверью»
Первое место в номинации «Снимок»
«За соседней дверью»

Общежитие в провинциальных Кимрах. Тут всех знают в лицо, это только в больших городах мы можем жить и не знать, кто наши соседи.

И конечно незнакомые голоса студентов в коридоре, да еще и человек с фотоаппаратом — то ли удивили, то ли напугали незнакомца.
Номинация «Память»

1
Елена Лончакова
серия «Невечная память»
Первое место в номинации «Серия»
В жизни социума есть специфическое пространство, которое обращено в прошлое, к человеческой личной памяти. Тесная связь кладбища с ушедшими поколениями делает его особым культурным объектом, поскольку сама культура есть результат действия механизма памяти. Это пространство, которое связывает живых и мертвых. Это связь между поколениями и свидетельство о прошлом. Надгробный камень является материально-архитектурным знаком памяти и служит для увековечивания этой памяти.

История Выборгских кладбищ, как и история самого города драматична. С момента его присоединения к СССР захоронения велись на территориях бывших финских кладбищ Сорвали, Ристимяки, Лепола, Кангас. Сейчас старых финских могил осталось совсем немного. Большинство из них были утрачены в годы советской власти, когда надгробия просто уничтожались. Старые памятники снимали, камни продавали за небольшие деньги населению для хозяйственных нужд, в том числе и для новых надгробий. Так они заново становились символом «вечной памяти», стирая память предыдущих поколений.
Бывшее финское надгробие, повторно использованное в советские годы
Сейчас старых финских могил осталось совсем немного. Большинство из них были утрачены в годы советской власти, когда надгробия просто уничтожались. Старые памятники снимали, камни продавали за небольшие деньги населению для хозяйственных нужд, в том числе и для новых надгробий. Так они заново становились символом «вечной памяти», стирая память предыдущих поколений.

1
Дарья Нуждина
снимок «Невский проспект»
Первое место в номинации «Снимок»
Народный хор, общественное движение «Бессмертный полк» на празднике, посвященному Дню Победы.

Санкт-Петербург, 2017.