Рабочий семинар подпроекта "Соседство сквозь время"
"Соседство сквозь время": роль памяти в конструировании соседских отношений
Метафора "Соседство сквозь время" используется в проекте для рассмотрения особого модуса соседствования, возникающего на пересечении прошлого и настоящего. На семинаре мы говорили о том, как память и прошлое влияют на конструирование соседских отношений и, в частности, о соседстве в ретроспективе или, как мы его называем, «соседстве сквозь время» или «ретрососедстве» — соседстве, включающем в себя как ныне живущих соседей, так и соседей из прошлого.
Изначально интерес к роли памяти и сама метафора «соседство сквозь время» родилась применительно к бывшим финским территориям в Ленинградской области и Карелии. В начале 1990-х эти территории стали местом паломничества бывших жителей, вынужденно уехавших в Финляндию в 1940-е; сейчас, спустя три десятилетия, туда продолжают приезжать их дети и внуки. Их трудно назвать просто туристами или гостями, да и ведут они себя не как туристы, принимая посильное участие в конструировании приграничья, его прошлого и настоящего – через исследовательскую работу и публикацию исторических материалов, через работу по восстановлению и благоустройству памятных мест, благотворительную помощь местным организациями и т.п. Зримое и незримое со-присутствие финской стороны придает этим территориям особый облик, характер, эмоцию и создает особую ситуацию сосуществования бывших и нынешних жителей, оформленного знанием о трудном прошлом и совместной работой по его сохранению, проживанию и репрезентации в настоящем, которое мы и назвали «соседство сквозь время».
Первоначально предложенная для приграничья, эта метафора оказалась эвристичной и для других территориальных контекстов. Мы вдруг узнали «соседство сквозь время» в европейском проекте «Камни преткновения», возвращающем в города имена и истории бывших соседей-евреев, живших здесь до войны и трагически ушедших, и в известном российском проекте «Последний адрес», в котором соседи принимают самое деятельное участие, как поддерживая его, так и критикуя.
На семинаре были представлены три исследовательских случая: Елена Никифорова рассказывала о памяти и конструировании соседства из перспективы приграничья (случай Первомайского, бывшей Кивеннапа, в российско-финском приграничье), Федор Веселов – о проекте «Последний адрес» из перспективы соседства, а Павел Куприянов – о ретрососедстве на примере исследования музеев Москвы.
Среди вопросов для обсуждения были следующие: как работа памяти отражается на облике места и его идентичности? Кто участвует в работе по сохранению памяти, какие возникают формы взаимодействия «бывших» жителей и их потомков и нынешних жителей? Как сегодняшние жители относятся к интервенции памяти в пространство своей повседневности? Влияет ли, и как, появление материальных следов прошлого, и зачастую прошлого травматичного, на отношения внутри современных соседств?
Опираясь на эмпирические случаи, мы обсуждали роль памяти в конструировании соседства, предложенные термины/метафоры с целью локализовать «соседство сквозь время» в пространстве современной дискуссии в социальных науках. В теме распознается целый ряд концептуальных сюжетов — темпоральность, пространство, материальность и аффективность, и много разных «со»- — со-присутствие, со-переживание, со-участие, совместность. Можно также подумать и про «пост» - «пост-память», например. Или постсоветскость. И что из этого стоит взять с собой в исследования соседства сквозь время?
Благодарим докладчиков Елену Никифорову, Федора Веселова и Павла Куприянова и участников дискуссии Елену Богданову, Ольгу Бредникову, Татьяну Воронину, Татьяну Журженко, Екатерину Мельникову, Ольгу Сезневу, Анну Соколову, Нону Шахназарян и Софью Чуйкину и будем рады продолжить этот разговор.