Новости

Заметки на полях. Вирпи Кайсто:

Когда Корона прибыла в приграничье 

«Дорогие дачники! Мне вчера посчастливилось побывать на даче... Подробности и тонкости «бумажно-разрешительных» дел готова рассказать в личных сообщениях...» (русск.яз.)
«На заправке SEO в Раяпатсас дизель 1.26. Очередей нет» (финск.яз.)

Я подобрала эти цитаты из сообщений в дискуссионных группах Facebook. Такие обыденные высказывания могут удивить. Почему для посещения собственной дачи требуются «бумажные дела»? И неужели в Иматре такие длинные очереди на заправках или такое дорогое дизельное топливо, что о его стоимости или об отсутствии очередей стоит сообщать на форумах?  Эти сообщения рассказывают нам о том, что происходит в приграничных территориях Финляндии и России с начала пандемии коронавируса. В марте 2020 года граница была закрыта, и с тех пор ее может пересекать в более-менее привычном режиме лишь грузовой транспорт. Обычные же люди ездят за границу лишь в экстренных случаях. Повседневная жизнь в приграничье полностью изменилась в одночасье.

За последние 10–15 лет в российско-финском приграничье  постоянно увеличивалось число обычных людей, регулярно пересекающих границу и, в соответствии с их потребностями, здесь активно развивались услуги и инфраструктура. Финны ездили на российскую сторону, чтобы заправлять машины более дешевым бензином и проводить свободное время, а россияне совершали покупки и отдыхали в Финляндии, приобретали там дачи или переезжали на постоянное место жительство. Организация жизни в приграничных городах указывала на близость границы.

Можно было бы предположить, что с началом пандемии жизнь в этих регионах вернется в прошлое – в период до распада Советского Союза, когда существовал «железный занавес». В то время пересечение границы было возможно лишь для очень небольшой части граждан, и граница не была заметна и значима в повседневной жизни приграничных городов. Однако такого «кэмбэка» не случилось, и именно об этом говорят нам сообщения из фейсбука, процитированные выше.

Первую цитату я нашла в группе, предназначенную для «русских дачников» - россиян, владеющих домами и коттеджами для отдыха в Финляндии. Его написала женщина, которой удалось попасть в свой финский дом в декабре 2020 года после сложного процесса получения разрешений. В начале 2000-х годов число россиян, покупающих недвижимость в Финляндии, начало активно расти. Несмотря на то, что количество сделок с недвижимостью резко сократилось после 2010 года, в Южной Карелии россияне по-прежнему остаются самой большой, по сравнению с другими районами Финляндии, группой иностранных владельцев недвижимости.

Во время пандемии российские дачники столкнулись с особыми трудностями, потому как смена сезонов требует специального ухода за домами, например, убрать снег с крыш, защитить дом от весенней оттепели, отрегулировать температуру и пр. Изменился и образ жизни владельцев недвижимости - раньше они регулярно приезжали в Финляндию, чтобы отдохнуть от шума и суеты большого города, теперь же этой возможности они оказались лишены.  

Второе сообщение из группы в фейсбуке для финнов, регулярно пересекающих финско-российскую границу. Его написал мужчина сразу же после закрытия границы в марте 2020 года. Он иронизирует над другими финнами, заправляющими машины в России, говоря о том, что в Иматре тоже есть дизельное топливо и нет очередей, в то время как заправка машины в России обычно предполагает очереди на границе. «Бензиновое ралли» — это часть культуры жизни на границе, и финско-российское приграничье в этом отношении не является исключением. Поездки за покупками и на отдых на другую сторону границы являются частью повседневной жизни во всех приграничных территориях, где есть населенные пункты и где пересечение границы доступно. Для многих финнов, живущих на границе с Россией, поездки за бензином — это способ сэкономить на повседневных расходах, но также возможность разнообразить повседневную жизнь.

В рамках этого исследовательского проекта мы знакомимся с соседством в разных местах и на разных уровнях. Что говорят те примеры, которые я привела выше, о соседстве в приграничье между Финляндией и Россией во время пандемии коронавируса? Полагаем, что соседство — это сосуществование соседей в определенном месте или территории. Пандемия остановила повседневное сосуществование людей в приграничье. В центре жилого района вырос забор, а соседи остались проводить свои будни на своей собственной стороне.

Ситуация стала особенно сложной для тех, кто зарабатывает на жизнь трансграничным движением или имеет семью по обе стороны границы. Многим предпринимателям в приграничных городах пришлось закрыть свои фирмы, по крайней мере на время. Семьям пришлось организовывать внутрисемейную поддержку и заботу о членах семьи, живущих по другую сторону границы, онлайн или же делегировать эту заботу третьим лицам.

Что произойдет с соседством, когда пандемия коронавируса со временем закончится и соседи, жившие за забором, снова встретятся? Вернется ли повседневная жизнь к прежнем моделям и к той интенсивности трансграничных контактов, какой она была до пандемии? Поживем — увидим. Однако сейчас удачный момент подумать, что означает граница для каждого из нас. Осознание того, чего мы оказались лишены, дает возможность понять, что связывало эти территории, как и какие возможности граница предоставляет для организации повседневной жизни.